210 километров счастья
Минск — Могилёв, 13 августа 2005 года

Как-то друг мой Коляныч, будучи напрочь замотан повседневной суетой, признался, что готов сесть на велосипед и крутить, крутить, крутить педали отсюда куда подальше. Я радостно согласился, потому что тоже был в состоянии пришибленном и возбуждённом. Крутить педали решили очень далеко — аж до самого «городу Парижу». Однако вовремя одумались, посмотрев на карту и насчитав от Бреста до Парижа более 3000 км по прямой. Это утке хорошо: она может лететь до 1000 километров в день безо всякого велосипеда. А мы только километров 100 в день сможем давать, да и сможем ли? «Конечно нет» — хором решительно заявили скептики. «30 километров в час, 10 часов в день — легко!» — подбодрили нас оптимисты. «Истина где-то рядом», — загадочно улыбался агент Малдер…

На поиски истины решено было отправиться по маршруту «Минск — Могилёв», потому как Коляныч живёт в Минске, я — в Могилёве, а крутить педали «отсюда» первым придумал он. Мнения скептиков разделились: одни говорили, что за выходные мы из Минска в Могилёв не доедем, другие — что вообще не доедем.

После некоторых раздумий нами было принято решение: стартовать из Минска в субботу утром и ехать в направлении Могилёва, пока сможем, а потом вызывать «вертолёт скорой помощи». Скептики усмехнулись и начали делать ставки, докуда мы доедем (Червень? Березино? Кто дальше?). Оптимисты сказали: «Доедете!», родители пришли в ужас, а моя супруга пыталась по телефону воззвать к голосу разума Коляныча, понимая, что к моему разуму обращаться уже давно бесполезно. Я, конечно, очень-очень люблю свою жену, но, положа руку на сердце, от неё иногда так хочется крутить педали!..

Подготовка

Задача минимум — «взять» Березино (примерно середина пути), задача максимум — доехать к вечеру до Могилёва. В любом случае, хотелось бы в воскресенье чувствовать себя, по возможности, человеком, а в понедельник — спокойно пойти на работу. И, конечно, никаких травм, растяжений, перегрузки коленных суставов — спокойно, не спеша, но довольно быстро. Мы не спортсмены. Не считая детских катаний на «Орлёнке» во дворе и юношеских на «Взрослике» на даче, у меня — полтора месяца в седле на работу и обратно каждый день (полчаса езды в одну сторону) плюс четыре поездки на дачу и обратно (чуть больше 30 км в одну сторону). Средняя скорость по шоссе — 20 км/ч. Коляныч освоил «Старт-шоссе» чуть лучше, несколько раз съездил на работу и обратно (20 км в одну сторону), а потом ещё покатался по Минской кольцевой 60 километров и вышел на среднюю скорость в 25 км/ч.

Но как долго можно ехать с такой скоростью? Сколько часов? Когда организм начнёт уставать и как даст об этом знать? Немного порывшись в Интернете, мы поняли суть так: при долгой физической работе организм теряет много влаги и полезных веществ из клеток, зато накапливает вредные, поэтому устаёт. Во время работы нужно восполнять запасы влаги и питания (быстроусваиваемой пищей), а для ускорения вывода шлаков — принимать витамины.

Несколько дней перед марафоном я не катался на велике, но два раза в день делал разминку, а весь день перед марафоном ел мюсли — запасал углеводы в организме.

В пятницу вечером, после работы на автобусе доехал с велосипедом в Минск (со снятым передним колесом и свёрнутым набок рулём велик вмещается в багажное отделение в нижней части автобуса). Время было уже довольно позднее, поэтому, увы, сборы были недолгими и скомканными.

В путь!

В субботу мы проснулись в полседьмого, встали в семь, позавтракали («обычной» едой — рисовая каша с овощным салатом и жареной курицей, чай с бутербродами), совершили утренний туалет и выехали … в 9-00. Да, вот такой у нас получился основательный «туалет». В общем, неспешно собрались и выехали!

С собой я взял гематоген, витамин С на глюкозе, бананы и минералку. Коляныч — бутерброды, бананы и минералку. Витаминами я с ним поделился. К превеликому сожалению, специального спортивного питания для велосипедистов у нас не было (а жаль!), поэтому пришлось обходиться тем, что было под рукой.

В Минске мы стартовали на улице Кольцова, дальше ехали по Кольцевой и уже до Партизанского проспекта накрутили больше 20-ти километров. Попутно выяснилось, что пить раз в 20 минут, как это полагается «по науке», у нас не получится — у меня не было специальной бутылочки на раме, а Коляныч таковую на днях приобрёл, но пользоваться ей на ходу так и не научился. Поэтому решили двигаться отрезками по 20 километров (как раз — час езды) и отдыхать 15-20 минут, выполняя разминочные упражнения и «заправляясь» едой и водой.

Надо отметить, погода выдалась идеальная: не холодно, не жарко, переменная облачность (почти вся дорога — в тени), без осадков, лёгкий попутный ветерок.

Рай для энтомолога

На первой же остановке я пошёл, извините, отлить (наверное, потери жидкости у нас были не слишком большие, и обезвоживание в дороге нам не грозило) и увидел в траве огромного роскошного паука! Он висел во всей своей красе на паутине, украшенной непонятно зачем нужными спиральками, и не шевелился. Я тут же схватил фотоаппарат и заснял зверюгу на память. Мы с Колянычем единогласно решили, что, скорее всего, это «девочка» и что никто из нас не хотел бы быть её «мальчиком»!

Перед следующей остановкой на крутом подъёме я был больно ужален в правую икру какой-то странной «кусявочкой», жёсткой и противной, напоминающей, скорее, жучка, чем слепня или другого обычного кровососа. Может, это и был тот самый «мальчик», погнавшийся за нами воевать за свою «девочку»?

Ещё остановка — и опять сюрприз: на больной берёзе, источавшей, очевидно, какой-то целебный сок, сидело и роилось огромное количество мух и бабочек. Жаль, фотоаппарат не в силах передать эту феерию, а видеокамеры у нас не было.

Ещё парой остановок позже Коляныч обнаружил жука с вот та-а-акими усищами!

А потом нам было уже не до насекомых. Правда, несколько стрекоз мы колёсами раздавили, да ещё приняли на грудь по паре бабочек и жуков, а под вечер я поймал правым глазом двух мошек. К счастью, без тяжёлых последствий. Для меня. (Вообще, полагается ездить в велоочках, и очки у меня были, но я пока что никак не могу себя к ним приучить.)

Радости и трудности

Новая трасса от Минска на Могилёв (километров 40, наверное) — это песня! Впрочем, делали её «наши» люди, поэтому зиму она пережила не очень — потрескалась. А последние шесть километров самой свежей, только что уложенной, даже не размеченной и ещё не открытой для автомобильного движения дороги стали для нас просто праздником! Гладенькая, чистенькая, немного асфальт к колёсам липнет, но это не важно, а катить-то как приятно!

Вдруг посреди дороги появилась собака, огромная чёрная кавказская овчарка, и как-то нехорошо на нас посмотрела. К счастью она была на цепи, но так рвалась и лаяла, что мы испугались не на шутку и успокоились, только отъехав достаточно далеко.

А потом началось такое!.. Наверное, по этой дороге немцы в 44-м на танках отступали, и с тех пор её не ремонтировали. Мама дорогая! Нет, ну я — человек интеллигентный. Все мои знакомые скажут, что к инвективной лексике я отношусь терпимо, и всё же ей не злоупотребляю. Только иногда, если велосипед своей тоненькой шиной на камешек наедет, могу словечко нехорошее тихонько произнести. Но весь час езды на этом участке дороги я орал благим матом на всю округу, произнеся, наверное, в сто раз больше матерных слов, чем за всю предыдущую свою жизнь! Самым большим желанием было посадить себе на багажник того, кто эту дорогу сделал…

Так, слово за слово, мы и доехали до Червеня. Оказалось, что здешнее кафе — совсем не кафе, а магазин, и пришлось продвинуться ещё на пару километров к Могилёву, где мы отобедали в придорожной столовой блюдом с символичным названием «колбаски по-могилёвски». Дорога до Березино прошла вполне сносно и особых впечатлений не оставила, само же Березино мы пролетели со свистом по крутому длинному спуску до самого кемпинга, где и обнаружилось, что у меня закончилась еда. «Бензин кончился», — подумал Штирлиц…

Тогда я ещё не понял всю трагичность положения, но оказалось, что ждёт нас впереди совершенно дикий и очень длинный участок до Белынич, на котором нету никаких пищеточек, магазинов и уж, тем более, — аптек! Силы начали покидать меня, и средняя скорость упала с 20-ти до 16-ти километров в час. Коляныч же держался молодцом. Неужто бутерброды с колбасой помогли?

И ещё к вечеру я начал ощущать большие потери тепла организмом, что не удивительно: десять часов потел и обдувался встречным потоком со скоростью до 40 км/ч.

До города Белых Ночей (для тех, кто не понял: «Белы — ничи») доехали только в 19-40 и с прискорбием узнали у аборигенов, что все аптеки в округе уже закрыты, зато придорожный бильярд работает круглосуточно! Пришлось зайти в кафе и, деликатно поинтересовавшись, нет ли у них витамина С, заправиться стограммовой шоколадкой «Люкс» с чаем, бананом и стаканом сока. Сил прибавилось, к тому же от такого количества шоколада меня изрядно затошнило, и домой захотелось ещё больше! Дальше силы мы уже не экономили, а крутили педали, как могли. С каждым километром становилось всё радостнее от ощущения, что Могилёв уже близко!

Темнело. Я попробовал включить фару с динамкой и тут же понял, что ехать с ними не получится — крутить педали стало очень тяжело. Пришлось ехать в свете луны и фар редких обгоняющих нас автомобилей. Встречные же автомобили слепили нас дальним светом, зато Коляныч впереди меня погружался в изумительно живописный и величественный ореол (славы?).

На последних километрах мы разогнались так, что, казалось, ещё двести километров для нас сейчас не вопрос! А тут и «машина сопровождения» выехала нам навстречу и подобрала у «официальной» таблички с надписью «Магiлёу». Всё. Шчасце. Хэппи энд! Ощущение такое, что теперь я смогу ВСЁ! Если завтра смогу встать с кровати…

Короткая статистика

Старт — 9-00, финиш — 22-00.

Итого в дороге — 13 часов, из них ехали — 10,5 часов, отдыхали — 2,5 часа.

Путь по спидометру — 210 км, по «верстовым столбам» — немного больше 200 км (наверное, криво ехали).

Средняя скорость — 20 км/ч.

Что дальше?

Если бы я хотя бы цепь смазал перед дорогой!.. Или педали, чтобы они не скрипели так истошно при каждом обороте… Или выровнял дикую «восьмёрку» на заднем колесе, чтобы оно не тёрлось постоянно о тормозную колодку… Да и с наклоном седла можно было бы поэкспериментировать или менять его немножко во время пути, что ли…

В общем, больше по этой трассе на велике я не поеду. Другое дело — на тандеме! Или веломобиле. Нет, лучше сразу: на веломобиле тандеме! И питаться более грамотно, и силы рассчитывать лучше, и тогда… Одним словом, Париж становится ближе с каждым днём!

Скоблов Николай и Коврижкин Андрей перед поездкой на великах
Перед стартом
Скоблов Николай с велосипедом
Коляныч - воин дорог...
Коврижкин Андрей с велосипедом
...и я - его верный боевой товарищ
Огромный паук
Паучиха
Усатый жук
Жук с вот та-а-акими усами!
Дорожный велосипед
Серебряная Мечта - звезда дорог!
Старт-Шоссе Харьковского велозавода (ХВЗ)
По пути Д'артаньян загнал лошадь...
Под Червенем
После костотряски под Червенем
Могилёв: счастливые Скоблов Николай и Коврижкин Андрей
Победа!!!
Сайт управляется системой uCoz